Аналитика


Дорого и грузно: "12-тонники" ищут, как объехать закон
Экономика | Свердловская область | Центральный ФО | Приволжский ФО | Сибирский ФО | Уральский ФО | В России

Сегодня с утра на российских трассах прошли протестные акции дальнобойщиков против платного проезда большегрузов по федеральным трассам. Уже с воскресенья километр пути по федеральным трассам для владельцев грузовиков массой более 12 т будет стоить 1,53 руб., однако из 2 млн грузовиков в системе взимания платы, по данным Росавтодора, зарегистрировались только 365 тыс. Логистический бизнес "посереет", утверждают специалисты, а представители небольших транспортных компаний говорят о том, что уже изучают пути объезда федеральных трасс.

С воскресенья заработает система взимания платы с большегрузного транспорта "Платон", с момента запуска которой начнется исполнение постановления Правительства о возмещении вреда, причиняемого грузовиками федеральным дорогам, принятого еще в 2013 г. Накануне тариф для транспорта с грузоподъемностью больше 12 т был пересмотрен. Угрозы водителей заблокировать трассы привели к тому, что стоимость километра снизилась с 3,73 руб. до 1, 53 руб. до марта 2016 г. Затем сумма вырастет до 3,06 руб. Но такая уступка не заставила дальнобойщиков отказаться от "автомитингов". Система "Платон" не работает, приборов учета нет, а повышение нагрузки на грузоперевозчиков приведет к молниеносному повышению цен и постепенному закрытию компаний, говорили водители большегрузов на местах стоянки

Акцию протеста против платных трасс инициировал межрегиональный профсоюз водителей-профессионалов. Ее поддержали грузоперевозчики в десятках регионов.  Центральным местом съезда дальнобойщиков стал участок трассы М4 "Дон" в Подмосковье, движение на которой сегодня утром было затрудненно. Водители занимали крайний правый ряд и включали "аварийку", на трассу выехало 60 грузовиков.


Во время акции скорость движения по трассе замедлилась до 15 км/час.

 

Пробки скопились на трассе "Байкал" близ Сотниковов в Бурятии. Два десятка фур стояли на обочинах, но водители периодически перекрывали движение, выходя на проезжую часть с плакатами. Многие не были против платного проезда, если он будет вводиться постепенно, однако, они рассказывали о том, что бесплатными трекерами (GPS-устройствами учета) их до сих пор не обеспечили.

 

В Пермском крае дальнобойщики выехали на федеральную трассу М5 "Урал", перекрывать движение они не стали, "фуры" выстроились на обочине. В акции планировали принять участие полсотни водителей, но на участок дороги за поселок Лобаново приехали чуть больше 20 грузовиков. Организаторы  призывали не перевозить грузы с 15 ноября, если постановление Правительства не будет отменено.

Многолюдно было на участке трассы Новосибирск – Омск, куда съехалось 200 фур. На месте были и владельцы транспортных компаний, заявившие, что на оплату проезда по федеральным трассам уйдет до 80% чистой прибыли.

"На самом деле я удивлен такими постановлениями. Сначала ничего, а потом – раз! Заплати-ка неподъемные суммы! Кто вообще принимает эти решения? Мне однозначно не потянуть такую плату: она составит 80% чистого заработка. Ни про какое развитие речи не будет однозначно, я физически просто не смогу работать, придется или закрываться или поднимать цены на перевозки", – рассказал журналистам владелец фирмы междугородних перевозок из Новосибирска Николай Приведенюк.

 

Владельцы грузовиков не понимают и принципа работы системы при отсутствии в автомобилях трекеров. Сибиряки предложили в течение полугода опробовать систему, затем ввести оплату, но на основе тарифов, проверенных общественниками. Кроме того, они попросили снизить штрафы. Сейчас за первый проезд без оплаты водители должны заплатить 450 тыс. руб., за второй – 1 млн руб. Правительство уже предложило снизить суммы до 120 и 240 тыс. руб., но владельцы грузовиков считают, что максимальный штраф не может быть выше 50 тыс. руб.

Главный аргумент Росавтодора в пользу введения платы за проезд грузовиков - ущерб, который многотонный транспорт причиняет дорогам. По словам главы Росатодора Романа Старовойта, грузовики, которых на дорогах около 5% от общей массы автомобилей, наносят более 56% вреда. И с этим трудно спорить. 

"Никакой бюджет не потянет самостоятельно приведение в нормативное состояние всех федеральных трасс", - говорил Старовойт.

Дополнительные доходы от введения платного проезда по трассам оцениваются в 40 млрд руб. в 2016 г.

"Росдормониторинг подсчитывает размер ущерба, которые наносят большегрузы дорожному полотну, но речь идет только о тех фурах, которые едут с перегрузом. По официальным данным - это 2,6 трлн руб. ежегодно. Нагружают не только свыше 100 т, но и свыше 200 т. Высокие грузовые тарифы, низкая скорость ж/д сообщения, неразвитая система дешевой доставки грузов по воде заставляют перевозить в фурах совсем не автомобильные грузы: строительные материалы, уголь. Грузят больше, стараясь понизить себестоимость перевозки и едут по тем дорогам, которые не приспособлены для таких нагрузок. За перегруз нужно штрафовать и сейчас Росавтодор работает над расширением системы весогабаритного контроля. Платный въезд на трассы для "12-тонников" - популярный во всем мире инструмент. Но на сегодняшний день российская  система не прошла обкатку, нужна публичная техническая экспертиза и точные экономические расчеты - как плата за ущерб отразится на работе грузовых компаний и грузоотправителях", - рассказал Накануне.RU аналитик агентства Road research Кирилл Антонов.

большегруз, автомобиль, фура, "Платон"(2018)|Фото: Фото: Накануне.RU

Отметим, что в 2013 г., когда постановление принималось Правительством, чистый дисконтированный доход бюджета оценивался в 384,3 млрд руб. в год. С тех пор изменилось и назначение собранных денег: Росавтодор планирует первое время направлять их на поддержку региональных дорожных проектов, а не в федеральный дорожный фонд. Часть суммы отдадут оператору, разработчику системы "Платон" – "РТ-Инвест Транспортные Системы", подконтрольной братьям Ротенбергам.

По состоянию на сегодняшний день 365 тыс. грузовых машин в системе "Платон" зарегистрировали 40 тыс. владельцев, говорится на официальном сайте Росавтодора. По данным "РТ-ИТС" большегрузов в стране в разы больше – около 2 млн штук. Чиновники говорили, что одна из целей введения платы – уменьшение количества тяжелого транспорта на дорогах и переориентация грузов на ж/д и авиасообщение. В российской профессиональной ассоциации "Дальнобойщик" говорят, что такая задача может обернуться появлением безработных и падением, а не ростом, бюджетных доходов.

"В рамках проекта о возмещении речь идет об 1,8 млн транспортных средств. То есть "ненужными" объявлено 450 тыс. грузовых автомобилей. Соответственно, "лишними" окажутся 450 тыс. водителей. Помимо этой категории трудоустроенного пока электората, на них будет завязано уменьшение доходов автозаправок, придорожных кафе, автостоянок, техцентров, автосервисов и прочих объектов в смежных отраслях. И такой вот эффект дает абсолютно непредсказуемые и не просчитываемые результаты. Но можно посчитать убыток только от потери этих 450 тыс. машин. 1 работающая фура обеспечивает поступление в бюджеты разных уровней приблизительно 1 млн руб. в год. Нехитрыми расчетами получаем сумму в 450 млрд руб. убытка при прогнозируемых доходах от этих сборов в 50 млрд руб.", - рассказали Накануне.RU в ассоциации.

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

Дальнобойщиков волнует не только социальная сторона вопроса, но и техническая - даже зарегистрировавшиеся в системе предприятия не получили трекеры. Выдача устройств началась только в конце октября, на сегодняшний день они не дошли до большинства регионов. В пресс-службе "РТ-ИСТ" Накануне.RU, увы, не смогли ответить, сколько устройств уже получили владельцы транспорта. Логисты рассказывают, что задержки с поставкой трекеров объясняют большим количеством заявок, оператору пришлось заказывать вторую партию. Поскольку заплатить за проезд по трассе придется уже через три дня, предприятия начали регистрировать маршрутные карты, что тоже оказалось непросто из-за сбоев в работе системы.  Но Росавтодор поторопился развеять "миф" о неготовности "Платона" к запуску. Как рассказали Накануне.RU в пресс-службе, все объекты, как виртуальные, так и наземные, готовы:

"Оператор системы "Платон" за месяц до официального запуска заявил о полной готовности инфраструктуры. В октябре в региональных центрах и крупных городах для комплексного обслуживания перевозчиков заработали 138 Центров информационной поддержки пользователей. Внести оплату можно через мобильный телефон и интернет, банковской картой или через терминал. Пользователи имеют право выбирать оптимальные для себя варианты ведения расчетов. Сегодня в системе зарегистрировано более 300 тыс. транспортных средств и 31 тыс. владельцев большегрузов. Началась выдача перевозчикам бесплатных бортовых устройств, с помощью которых осуществляется расчет фактического пробега каждого 12-тонника".

Мифами транспортное ведомство считает предположения об удорожании продуктов и закрытии небольших транспортных компаний, для которых оплата проезда по федеральным трассам станет неподъемной. Доля потребительских товаров в автомобильных перевозках – 8,5%, если молоко и подорожает, то на 2 коп. Что же до рынка, ему станет даже лучше: платный въезд на федеральные трассы уберет с него демпингующих перевозчиков, считают в ведомстве. 

В транспортных компаниях настроения не такие оптимистичные. В "Российской логистической группе" Накануне.RU рассказали, что плюсов для своего бизнеса в инициативе Правительства не видят. "Стоимость перевозок для грузоотправителей будет повышена. Рост транспортных расходов отразится на стоимости товаров в будущем", - говорят в компании.

Менее крупные региональные участники признаются, что в системе не зарегистрировались. "Слишком чувствительные расходы для нас. Наша фура в месяц может проехать до 20 тыс. км, за шесть машин компания будет платить почти 2,5 млн в год. В большинстве случаев есть возможность отказаться от движения по федеральным трассам, или зарегистрировать в системе не весь парк, а одну машину. Мы знаем, что наши конкуренты тоже ищут выход", - рассказали Накануне.RU в одной из екатеринбургских транспортных компаний.

Не выезжать на трассы федеральные – значит, ехать по региональным и муниципальным дорогам. Советник президента Уральской торгово-промышленной палаты Павел Воротков отмечает, что такой выбор сделают компании, у которых в парке нет сверхдорогих тягячей, прихотливых к качеству дороги. 

"Нововведение касается только федеральных трасс, никто не просчитал ущерб от того, что большегрузы поедут по другим дорогам. Если они найдут места объездов, то все будет бесплатно. Крупные перевозчики, у которых тягачи "Евро-5" и "Евро-6" с годичной давностью приобретения, не поедут по таким дорогам, им будет жалко машин. А средние и мелкие перевозчики поедут. А еще будут ребята, которые могут на своем старом КамАЗе махнуть через лес – закон предопределил "посерение" сектора. Регионы, конечно, уже предпринимают меры, в Башкирии, например, на дорогах ставят ограничение на движение машин с нагрузкой выше 6 т на ось. Власти будут ловить и штрафовать, но грузоперевозчикам выгоднее заплатить штраф за выезд на региональную дорогу, а не 400 тыс. за выезд на федеральную. Процесс ухода тяжелого транспорта на региональные и муниципальные дороги ускорится. А учитывая, что система, судя по всему, начнет работать в непонятном ручном режиме – нет трекеров и маршрутных карт - будут такие, кто попытается проскочить участок трассы ночью. Какие доходы сможет получить бюджет – увидим", – рассказал Накануне.RU Воротков.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

На логистическую составляющую в издержках промышленных, торговых и строительных предприятий приходится более 30%. В цене минерально-строительных материалов удельный вес перевозки – 80-85%, для сырьевой продукции – это 40-60%, для машин и оборудования – до 12%. Координатор ассоциации "Дальнобойщик" Валерий Войтко посчитал, что при себестоимости километра пробега в 22-27 руб. тариф за проезд по федеральным трассам увеличит на 4% цены на все, что производится и потребляется в РФ.

"Резонно задать вопрос: Правительство в условиях крайне непростой экономической ситуации, готово приплюсовать к потерям от рецессии, девальвации, санкций, недобора "нефтяных" и "газовых" доходов, еще, как минимум, пять инфляционных процентов?" - рассказал Накануне.RU Войтко.

Во время подъема экономики такая мера могла несущественно отразиться как на ценах, так и на работе грузовых компаний. О том, что с платой за федеральные дороги нужно подождать, Торговая палата совместно с Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков уже предупреждала Правительство.

"При современной экономической модели рост экономики сопровождается ускорением инфляции. В эту инфляционную составляющую засунуть 3 руб. – не проблема, это ни на чем не скажется и будет "зашито" в общем инфляционном фоне. Сейчас у нас стагфляционная ситуация – экономика падает, а цены растут. Поскольку рынок перевозок очень конкурентный, перевозчикам придется выжимать из себя все и за счет собственной прибыли пытаться удержать цены", - отмечает Воротков.

Заявления о неготовности системы взимания платы сегодня косвенно подтвердил Минтранс. За три дня до ее запуска стало известно, что штрафовать за выезд на федеральные трассы без предварительной оплаты будут только водителей большегрузов в Московской области, где прошли испытания системы. Штрафовать другие регионы ГИБДД начнет только с 1 мая 2016 г.



Алёна Ласкутова